1 апреля
2019
Новости клуба

Алексей Игонин: нужно не конкурировать с "Зенитом", а воспитывать своих футболистов!

"Ленинградец" продолжает серию интервью с футбольными экспертами. Сегодня наш собеседник–Алексей Игонин. Экс-капитан «Зенита», обладатель Кубка России – 1999, серебряный и бронзовый призер чемпионата России Алексей Игонин в сентябре 2016 года стал депутатом Законодательного собрания Ленинградской области. Состоит в комиссии по здравоохранению; по образованию, науке, культуре, туризму, спорту и делам молодежи. Поэтому в отношении развития «Ленинградца» Алексей Андреевич – лицо заинтересованное, а, следовательно, глубоко погруженное в вопрос. 

Пул инвесторов – очень надежная форма 

– Ленинградская область заинтересована в том, чтобы своя команда представляла регион в профессиональном футболе? 

– Здесь следует четко определиться со стратегией. Мне кажется, нужно не конкурировать с «Зенитом», а быть дополнением в регионе, создать хорошую команду. В идеале – воспитывать своих, областных, футболистов. Хотя в нынешней ситуации, можно охватывать весь Северо-Западный регион. Сейчас у молодых футболистов не так много возможностей реализоваться.  

– Вы, наверняка, следили за ситуацией, сложившейся в «Тосно», можно, а главное – нужно ли было спасать команду, лишь формально представлявшую Ленобласть?

– Считаю, что Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко проявил в этой ситуации свои положительные качества, ввязавшись не в свою, по сути, историю. Все-таки это были проблемы частной компании. Просто Александр Юрьевич понимал по-человечески, что на нашей территории получилась не очень красивая история. Футболисты – незащищенные люди, особенно юридически. К таким ситуациям они не готовы. Естественно появилось желание руководителя как-то помочь. И даже не столько, как футболистам, а больше, как людям.


– В чем принципиальное отличие между двумя проектами?

– Надеюсь, что принципиальное! Мне кажется, что путь «Ленинградца» для второго дивизиона не типичный, в своем роде – уникальный. Некий компромисс. Деньги, как таковые, Ленинградская область не вкладывает, но оказывает помощь компаниям, которые инвестируют в клуб. Это имеет смысл. Пул инвесторов – очень надежная форма. Благодаря такой системе можно строить планы. И, на мой взгляд, руководители «Ленинградца» болеют за дело, которым занялись. Люди выстраивают долгосрочное планирование. Это не эмоции любителя футбола, который захотел куда-то выйти, купил футболиста, тот забил 16 голов, все отпраздновали и что дальше? В «Ленинградце» подход другой, более поступательный. 

– Большинство клубов российского второго дивизиона «питаются» из городских или областных бюджетов. Это, на ваш взгляд, единственный путь выжить?

– Получается именно так. Частному бизнесу, как правило, это неинтересно и все держится на бюджетах.

– Какие законы о спорте предлагаете вы, как депутат ЗАКСа Ленинградской области? Может быть, это определенные налоговые льготы для компаний, инвестирующих средства не только в массовый, но и профессиональный спорт? 

– В начале работы в Законодательном собрании у меня шел романтический период (улыбается). Вынашивал идею, чтобы компаниям, которые несут социальную ответственность, облегчить налоговое бремя. Однако нужно понимать, что регион практически не может изменить ситуацию. 

– Почему?

– Этот процесс регулируется федеральными законами. По моему опыту внесения законодательных инициатив, есть сферы, в том числе налоговая, где никогда не сделают даже полшага назад. Все подобные инициативы Госдумы отклоняются, а уж инициативы регионов тем более.

Была интересная мысль. Часть средств какая-то частная компания может вкладывать непосредственно в команду. То есть, компания вносит определенную сумму в бюджет, а оттуда уже идет распределение на нужды профессиональных команд. Но получается какое-то обезличивание, неизвестно куда уходят средства – на футбол, на баскетбол или другой вид спорта?

Идея была такая: если компания работает в регионе, любит и поддерживает футбол, она своим же ребятам дает средства. Мне казалось, такой диалог может быть продуктивным. Частный бизнес должен четко понимать, куда он вкладывает средства. Если ты приобрел форму для команды, нанес туда логотип своей компании – тебе, соответственно, списали какую-то налоговую сумму. 

Создание школы должно укладываться в рамки всего проекта 

– Можно ли провести параллели между Ленинградской и Московской областью? Вы же играли в «Сатурне». Это действительно была команда всего региона или Раменского?

– Очень сложно было позиционировать Сатурн», как команду Московской области. Хотя руководство старалось это сделать. Локации у нас были в Раменском и в Москве. Все футболисты жили в столице и легионерам говорили, когда вели с ними переговоры, что это будет Москва.

– На ошибках руководства «Сатурна» стоит учиться?

– А что называть ошибками? История была интересная. Команда – боевитая, руководители–амбициозные. Ставились интересные задачи, и даже в определенный период казалось, что можем их решить. Эта был бюджетный клуб, тогда Московская область могла себе такие расходы позволить. Руководители, как мне кажется, ждали других результатов и поняли, что нужно сходить с рельс накручивания зарплат. В этом смысле, анализировать пример «Сатурна» можно. Бюджет согласовывался, рассчитывался, я бы не сказал, что высокие зарплаты игрокам стали главной причиной краха «Сатурна». 

– Что же тогда?

– Просто в определенный момент случились проблемы в Московской области, не связанные с клубом. Здесь нельзя говорить однозначно.

– Сейчас в Ленинградской области создается ДЮСШ на базе «Ленинградца». Какие вы видите у нее перспективы? Территория области довольно большая, возможно ли собрать действительно всех талантливых ребят? 

– Создание школы должно укладываться в рамки всего проекта. Одно дело, создать выставочную команду с игроками из Санкт-Петербурга. Другое дело, мы здесь, в Ленобласти, занимаемся воспитанием своей молодежи. Снова вернусь к Раменскому. Может, кто-то не знает, но при «Сатурне» создали очень хорошую детско-юношескую школу. Многие футболисты оттуда вышли, играли в премьер-лиге, даже в «Спартаке». Она существует по сей день. Вы правильно заметили, расстояния у нас в области – серьезные. Это не город, здесь сложнее. Вопрос создания филиалов – актуальный, но это и другие средства. У «Зенита» – 14 филиалов, сейчас уже возможно больше, и это с территорией в 50-70 километров. В любом случае, с чего-то нужно начинать. Надеюсь, плацдармом станет Гатчина. 

– Первоначально правительство Ленобласти собиралось построить стадион в Кудрово, потом от этой идеи отказались. А нужен ли вообще региону стадион элит-класса?

– Опять же, если у регионального клуба нет на сегодняшний день задачи играть в премьер-лиге, то такой стадион не нужен. «Тосно» негде было играть в Ленобласти. Если честно, эта проблема пока не решается.

Никакой экономикой нельзя обосновать строительство арены в отдаленных от Санкт-Петербурга местах. Я не представляю, чтобы мы сегодня делали со стадионом, если бы его построили в Ленобласти, без команды премьер-лиги. Такая арена требовала бы огромных средств для своего содержания. Если строить стадион уровня ФНЛ в Кудрово или Мурино, где проживает много людей, наверное, в этом была бы какая-то логика. Есть еще один важный момент. 

– Какой? 

– РФС каждый год ужесточает требования к стадионам. Даже стадион на Крестовском, который с таким трудом отстроили и вложили столько средств, лет через пять может не соответствовать новым стандартам.

У меня большое желание, донести до РФС через футбольную общественность, мысль о том, что пора остановить гонку мега-стадионов. Любой современный стадион по сравнению с аренами моей футбольной молодости выглядит сказочно. Куда же еще дальше?!

Мы видим, с какими проблемами сталкиваются даже клубы премьер-лиги, они не могут играть у себя дома из-за требований к стадионам. Гонка требований к стадионам у нас уже превращается в «гонку вооружений» (смеется). К чемпионату мира мы настроили таких дворцов, а на сколько процентов их сегодня используем? Если не играют дети, потому что это дорого, а поет Филипп Киркоров, такое наследие мне не очень понятно. 

Во втором дивизионе нужно перестраивать менталитет 

– Поговорим о футбольной составляющей проекта. Вы работали в «Зените» с Юрием Морозовым, который доверял питерской молодежи, как и Борис Рапопорт. В «Ленинградце» пошли таким же путем. Что, на ваш взгляд, самое сложное в процессе перехода из юношеского во взрослый футбол? 

– В детском возрасте мы видим себя в футболе в несколько романтическом свете. На своем примере могу сказать: когда я вернулся в Питер из Махачкалы, меня попросили поучаствовать в городском чемпионате, чтобы передать свой опыт. Я посмотрел и просто обалдел: ребята, вышедшие из СШОР «Зенит», были настолько обучены, творили с мячом просто чудеса! Им было уже по 19-20 лет, и продолжать профессиональную карьеру они не планировали. Однако, когда навязывалась мужская борьба – они терялись. Желание выделиться шло в ущерб командной игре. Важна не красота технических приемов, а результат команды.

Это, на мой взгляд, проблема для тренеров. В «Ленинградце» много футболистов из городского чемпионата и их менталитет нужно перестраивать. Я помню, работу с Борисом Завельевичем. Он, как специалист старой школы, с этим перестроением справлялся прекрасно. В основе спорта – противостояние, ты должен оказаться сильнее, умнее, хитрее соперника, а не сделать уникальный финт. 

– Кстати, вы тоже начинали во втором дивизионе. Тяжело было играть против мужиков, выходивших на поле «откапывать в штрафной соперника рубли», как говорил известный тренер Валерий Овчинников?

– Я начинал в дубле «Зенита» и столкнулся с командами второй лиги, где ноги могли оторвать. Хотя мне было намного проще, я не рос в тепличных условиях специализированных школ (Алексей Игонин – воспитанник «Турбостроителя». – Прим. ред.).

Помню, у нас играл парень из обеспеченной семьи, больше сидел на скамейке, не проходил в состав, так мы у него по очереди брали бутсы, он мог позволить себе качественную экипировку. Поэтому я не был шокирован вторым дивизионом. Другое дело, когда влился в главную команду – некоторые моменты были очень жесткими. Не прямо дедовщина, но настоящая школа жизни. Мы «манишки» и форму сами стирали, мячи носили. Мне не так давно сбросили фотографию, где я выхожу из самолета с огромным баулом. Друзья спрашивали: «Что ты там набрал?» Так это форма всей команды «Зенит»! 

– Как раз в роли старших товарищей в «Ленинградце» выступают ваши бывшие одноклубники Максим Астафьев и Олег Власов.

– Максим и Олег – авторитетные люди. Наличие таких футболистов в «Ленинградце» – огромный плюс. Сейчас молодые приходят в команду и знают все азы футбола. Но жизнь, отношения внутри команды – это совершенно другое. Думаю, Астафьев и Власов могут очень многое рассказать и научить. Да и на поле они не затерялись. 

– До финиша первого сезона в истории «Ленинградца» остается девять весенних матчей. Отставание от лидера, ивановского «Текстильщика», – десять очков. Ликвидировать его будет трудно. Но мы же помним, что в предыдущие годы многие команды заходили в ФНЛ и со второго, и даже с третьего места. Если сложится подобная ситуация, стоит ли «Ленинградцу» идти на повышение?

– Я не думаю, что стоит идти в ФНЛ, не став победителем в своей зоне. За примерами не надо далеко ходить: когда амбиции захлестывали руководителей из этого ничего хорошего не выходило. Я разговаривал с руководителями Ленинградца», мне нравится их подход. Или мы выходим по спортивному принципу, или продолжаем играть в ПФЛ!

Четкая позиция, не надо ломать голову, а что будет если… Команда через матчи во втором дивизионе строится, мужает, а дальше все решается на поле. Ты выиграл турнир, ты сильнее – поднимаешься наверх. 

– Весной вас можно будет увидеть на матчах «Ленинградца»?

– Безусловно! Мы общались с генеральным директором клуба Игорем Левитом. У нас есть определенные планы по сотрудничеству с «Ленинградцем», думаю, займемся их реализацией.