25 декабря
2024
Новости клуба

Сергей Басов: За шесть без малого лет «Ленинградец» – родной дом для меня!

Глава нашего медицинского штаба Сергей Басов – старожил клуба. Начал работу еще по ходу сезона 2018/19. С тех пор здоровье футболистов – его вотчина. В интервью клубной пресс-службе Сергей Вячеславович поделился некоторыми профессиональными секретами.


– Новый календарный год всегда начинался для нашей команды УМО, в январе 2025-го традиция не будет нарушена?

– Совершенно верно. Выходим после новогодних и рождественских праздников и сразу по плану УМО (углубленное медицинское обследование). Оно проводится раз в полгода и является необходимым в профессиональном клубе. За здоровьем футболистов нужно следить.


– На чем медицинский штаб делает акцент?

– Второстепенного в нашем деле вообще ничего нет и быть не может! Проводим комплексное, всеобъемлющее исследование. В моей практике даже случалось, когда футболист не допускался к тренировочному и соревновательному периоду из-за проблем… с зубами. Но, прежде всего, учитывая огромные нагрузки, нужно убедиться, что без сбоев работает сердечно-сосудистая система.


– Лишний вес у кого-то из парней после каникул – проблема?

– К врачам они с этой проблемой точно не обращаются. Все профессионалы, следят за своим здоровьем, в том числе и весом. Бывает, конечно, после длительного отпуска, после праздников кто-то набирает. Ребята молодые… Все это не критично, никто «колобком» в команду еще не возвращался. А убрать два-три лишних килограмма, когда начнется активный тренировочный процесс, сборы – абсолютно не проблема.


– Где будет проходить УМО?

– Последние годы проходим обследование в Ленинградской области, в Центре спортивной медицины в Сертолово. Там все у нас отработано до мелочей. Надеюсь, и в следующем году никаких вопросов не возникнет.


Медицинский отдел должен выполнять тренерские указания, но работать автономно

Сергей Вячеславович, какой у вас стаж в медицине?

– В 1997 году закончил университет Мечникова, через год – интернатуру. С этого момента идет мой стаж. Получается, уже больше четверти века.


– До прихода в нашу команду со спортом были связаны?

– Всегда занимался со спортсменами. Не только в игровых видах спорта. С клубами же начал плотно сотрудничать в конце нулевых, в 2011-м был принят на работу в академию «Зенита». Работал со старшими юношами и молодежной командой. Среди моих подопечных много тех, кто заиграл на профессиональном уровне. В Первой и во Второй лигах часто встречаются знакомые ребята, всегда перекинемся парой слов.


А в «Ленинградце» играют ваши бывшие подопечные по академии?

– Конечно! Это – Максим Бачинский, Виталий Горулев, Андрей Яковлев, Влад Шепелев. Запомнил их еще мальчишками. Сейчас они заметно повзрослели. (Смеется) Добавлю, что еще один сезон отработал в баскетбольном «Зените».


– При каких обстоятельствах оказались в «Ленинградце»?

– Помог бывший коллега из академии «Зенита». Сообщил, что в клубе из Ленобласти освобождается вакансия врача. Набрал номер спортивного директора Дениса Гагарина. Вскоре мы встретились, познакомился с руководителем клуба Игорем Левитом. Приступил к работе в первый день весны 2019 года, и мы сразу улетели на сбор в Испанию. С тренером Борисом Рапопотом и раньше был знакомы, пересекались в матчах первенства города, Борис Завельевич тренировал «молодежку» СШОР «Зенит». В офисе он меня не узнал, но как только вышел на тренировку в спортивной форме – сразу вспомнил. (Смеется)


– Семь главных тренеров возглавляли нашу команду за время вашей работы в «Ленинградце»! Наверняка, у каждого специалиста был набор определенных требований к медицинскому штабу?

– Не мое дело давать оценку тренерам. Главный тренер отвечает за результат. Медицинский отдел должен выполнять тренерские указания, но работать автономно.


– Расшифруйте эту мысль?

– Смысл в том, что мы делаем одно дело и помогаем тренерскому штабу, а если и случается недопонимание в каких-либо рабочих моментах, всегда можно найти разумный компромисс… Большинство главных тренеров «Ленинградца» старались не вмешиваться в рабочий процесс медотдела. Разное бывает, но работается комфортно в итоге.


Самая необычная/сложная травма, с которой вы столкнулись за годы работы в нашей команде?

– Футбол – один из самых травматичных видов спорта... Некоторые врачи даже сравнивают футбольные травмы с повреждениями, полученными в автомобильных авариях. Львиная доля травм приходится на голеностопный и коленный сустав. Когда играешь на натуральных полях, травмы случаются реже, чем на искусственных. Пять лет назад (в январе 2020-го, – прим. ред.) у Егора Корцова случился разрыв передней крестообразной связки. Оперировали в Германии. Восстанавливался дома. Считаю, мы успешно справились с задачами. Егор до сих пор играет на хорошем уровне. Возвращается в нашу команду. По статистике – 8-9 процентов футболистов получают разрыв передней крестообразной связки. Никуда от этого не деться. А вот разрыв задней крестообразной связки – травма очень редкая. Даже в быту, не то, чтобы в спорте. У нас в «Ленинградце» было всего два подобных случая. В 2019-м травмировался Костя Троянов, а год назад – Виталий Горулев.


– Считается, в Германии – самые передовые технологии в области спортивной медицины. Подтвердите или развенчаете миф?

– Когда я работал в академии «Зенита», футболистов отправляли на операцию в Германию, Финляндию или Италию. Пожалуй, эти три страны можно в равной степени назвать передовыми в области спортивной медицины. Действительно, десять и больше лет назад техника операций на крестообразной связке существенно отличалась в Европе и в нашей стране… Сейчас у нас появились специалисты, которые прошли обучение, появилась аппаратура. Соответственно, теперь и в России можно оперироваться и достигать хороших результатов.


– Как часто нужно подтверждать квалификацию спортивного врача?

– Раз в пять лет проходит аккредитация спортивного врача. Без сертификата ты не сможешь продолжить работу в клубе. Всё же в мире совершенствуется. Это касается травм, восстановления, реабилитации, питания футболистов. Существуют курсы, различные формы обучения. Последние годы курсы можно проходить в онлайн формате, не отвлекаясь от основной работы. Все остальное – по твоему желанию. Если понимаешь, что нужно обновить знания, клуб всегда идет навстречу, всегда относится с пониманием к желанию сотрудников совершенствоваться.


Счастлив, что у нас появилась своя база – на стадионе «Рощино-Арена»

Наши массажисты – Николай Остапенко и Илья Останин – ещё два могикана «Ленинградца»! Весь путь вы прошли вместе. Что можете рассказать о коллегах?

– Исполнительные, трудолюбивые ребята. Если мы столько лет работаем вместе, о чем еще говорить… Мы же плотно общаемся. На сборах, на выездах, на базе в Рощино. Их профессиональные и человеческие качества меня полностью устраивают… Как и футболистов, которые могут в любой момент обратиться за массажем. И не так важно, опытный игрок или молодой. Во время сборов на массажистов выпадает приличная нагрузка. По графику массаж у футболистов – раз в два или три дня, кому нужно восстанавливаться после травм – идут вне графика.


– Вы довольны медицинским оснащением в клубе?

– Что-то мы делаем своими силами, иногда отправляем ребят в клиники, с которыми заключили договор. Счастлив, что у нас появилась своя база – на стадионе «Рощино-Арена». Раньше приходилось переезжать от стадиона к стадиону, от раздевалки к раздевалке. Руководство клуба помогает нам во всем! В 2025 году планируем запустить полноценный физиотерапевтический кабинет. Это огромное дело!


– Переживаете по ходу матчей «темно-синих» или смотрите футбол с холодной головой?

– Переживаю? Это не то слово! Это нужно прочувствовать. За шесть без малого лет «Ленинградец» – родной дом для меня! Большую часть времени провожу в команде. Надеюсь, что в результатах есть частичка и моего труда.


– Больше переживаете за результат или за здоровье ребят?

– За результат мы все переживаем. Всегда приятно, когда команда выигрывает. Но прерогатива нашего медицинского штаба – здоровье ребят. По ходу тренировок и особенно календарных матчей очень въедливо смотрю каждый эпизод. Если случается травма, важно при каких обстоятельствах она случилась. Важно для дальнейшего анализа.


После побед и раны быстрее заживают. Это фигура речи или что-то реальное?

– Как сказать… Это называется психосоматика. Определенный субъективизм присутствует, но при положительном настрое все быстрее заживает и восстанавливается. Все улыбаются, обнимаются, фотографируются, все довольны, одним словом. Проверено годами практики!


После осенней части сезона каких эмоций в сухом остатке больше?

– Доволен, что вышли на финиш практически без травм. Далеко не всегда так было… Беляев и Маркелов надеемся к сборам будут в строю и во второй части мы их увидим на поле. Мы всего два раза проиграли, за второй круг вообще ни разу(!). Задачу выполнили, ушли в отпуск с определенной долей оптимизма. Будем готовиться к весне!



Пресс-служба ФК «Ленинградец»