10 октября
2019
Новости клуба

Ризван Умаров: На «Западе» нет команд, которые можно катком переехать

 В матче с «Луки-Энергией» (3:1) в составе нашей команды наконец-то дебютировал Ризван Умаров. В интервью официальному сайту клуба 26-летний форвард рассказал, почему затянулся процесс восстановления после травмы, как Берти Фогтс учил азербайджанцев играть против Криштиану Роналду и вспомнил историю, которая приключилась в Испании с ним и его нынешним одноклубником Андреем Блынду. 
После таких травм восстанавливаешься 6-7 месяцев 

– Ризван, с возвращением на поле! Болельщики вас уже заждались. Почему так растянулся процесс восстановления?

– Спасибо. Сама по себе травма была тяжелая. В предыдущей команде, «Нефтехимике», на сборе порвал ахиллово сухожилие. Это случилось еще прошлой зимой. Мы находились в Турции, понадобилось хирургическое вмешательство. Я пропустил всю весеннюю часть прошлого сезона. Вернулся в Питер и сразу начал реабилитацию. Практика показывает, что после таких травм восстанавливаешься 6-7 месяцев. Пока чувствую, что травмированная нога немного слабее.

– Какую ногу прооперировали?

– Левую. До этого у меня была похожая ситуация с ахиллом на правой ноге.

– Вы же левша? Это дополнительная проблема, когда приступили к тренировкам?

– Я бы не сказал, что левая нога доставляет какие-то сложности. Мастерство не пропьешь (смеется). 

– Тяжело было смотреть игры «Ленинградца» с трибуны? Где-то наша команда недосчиталась очков?

– С трибуны легко рассуждать. На поле все по-другому происходит. Мои личные впечатления, очень подравнялся класс команд на «Западе». Все видели, что аутсайдер «Звезда» нам устроила, а через неделю играли с лидером «Зенитом»-2 и получилась тоже тяжелая игра. Наш старший тренер Борис Рапопорт, не устает повторять: «Здесь нет команд, которые можно катком переехать».

– Форвард Никита Хлусов в нынешнем сезоне прогрессирует? Готовы к конкуренции?

– Прогрессирует. Видно, что Никита прибавил в реализации моментов. Стал более рассудительным, какой-то опыт пришел. С каждым годом парень будет расти. 

– Главный тренер Геннадий Бондарук говорил на пресс-конференции, что после вашего возвращения на поле команда может перейти на схему игры с двумя форвардами. Как вам такой вариант?

– Мне не сложно адаптироваться к любой схеме. В два или три нападающих. Уверен, наш тренерский штаб донесет до нас, как играть. 

В «Кастельоне» не хватало денег на молоко…

– К 26 годам у вас достаточно внушительный профайл. В одном из интервью вы говорили, что мечтали играть в «Зените». Это правда?

–Это чувство давно перегорело. В детстве, действительно, мне нравилась игра «Зенита». Хотя, скорее, отдельные футболисты. Андрей Аршавин, в первую очередь. У меня много родственников в Питере и когда я приезжал сюда, ходил на «Петровский». Конечно, уже занимаясь в зенитовской школе, хотел попасть в «Зенит». Шли разговоры, чтобы меня взяли в дубль, но что-то не сложилось… Мои интересы представлял тогда нынешний спортивный директор «Ленинградца» Денис Гагарин. Я немного расстроился, что не получилось с «Зенитом», но Денис Борисович быстро настроение поднял, отправив в Испанию.

– И сразу в «Валенсию»!

– Приехал на базу, эмоции просто зашкаливали! Из автобуса выходили футболисты первой команды. Давид Вилья мимо прошел. Фантастика! Меня отправили в юношескую команду. Там собрались ребята из разных стран. Из Южной Африки, Латинской Америки. 

– Позже вместе с вами в «Кастельоне» играл защитник «Ленинградца» Андрей Блынду.

– С ним не было скучно. Некоторые истории до сих пор вспоминаем.

– Например?

– В клубе перестали платить зарплату. Месяца на два или три задерживали. Денег уже не осталось. Варили манную кашу. Но и на молоко не могли наскрести. Центов пять, кажется, не хватало. Весь дом перерыли! Диван отодвигали, в шкафу искали.

– Нашли? – Представьте, нашли! Тогда нам было не смешно.

– По счетам «Кастельон» расплатился?

– В Испании вообще с этим строго, законы работают. У них новое руководство пришло. Нам с Андреем все выплатили. За остальных не могу сказать. 

– Оглядываясь назад, довольны испанским периодом?

– Могло бы быть и лучше, могло бы и хуже.

– Выбор сборной Азербайджана в 2011 году лично ваш, или ваших родителей?

– Это было мое решение. К тому же в сборную России по моему возрасту (1993 год рождения) Дмитрий Аленичев не приглашал. И когда я уже выпускался из СШОР «Зенит», позвонили из Баку. Полетел на просмотр, получил азербайджанский паспорт, сделали двойное гражданство. Дебютировал, кстати, в Петербурге на Мемориале Гранаткина. Потом играл за «молодежку» Азербайджана и несколько игр за первую сборную. 

– В тот период сборную возглавлял тренер чемпионов Европы-1996, немецкий специалист Берти Фогтс. Это порядок, дисциплина, азербайджанцы же еще с союзных времен были яркие индивидуалисты, как сочетались два стиля?

– Фогтс много требовал от ребят. На мой субъективный взгляд, тренер должен был понимать, что работает в сборной Азербайджана, а не Германии. Уровень мастерства просто не сопоставим. Поэтому и не было результата. Берти все время рассказывал о себе. Азербайджан в отборе на чемпионат мира-2014 играл в одной группе с Португалией и Россией. Разбираем игру португальцев, я тогда попал в заявку, показывают Криштиану Роналду. Вдруг Фогтс останавливает видео и говорит: «В мое время Криштиану меня бы не прошел». Я просто не понимал тренера. Мы-то ждали, что он нам объяснит, как нужно действовать против одного из лучших игроков в истории футбола. 

– После Испании вы отправились в «Анжи», но в первой команде не закрепились. Почему?

– Меня подключали к тренировкам основного состава. В «Анжи» сложилась непростая ситуация, Сулейман Керимов решил продать всех звезд, сократил бюджет и пригласил тренера Гаджи Гаджиева. Он привел туда своих игроков и молодым не давал шансов. Дубль тогда сильный был. Руслан Агаларов выстроил великолепную команду, коллектив. Мы шли в тройке молодежного первенства, а главная команда «Анжи» находилась в зоне вылета РФПЛ. Болельщики стали уже говорить, что «молодежка» лучше играет, почему оттуда никого не берут? И тогда Гаджиев начал дергать наших игроков и сажать их на «банку». 

– После «Анжи», в вашей биографии появилось петербургское «Динамо». Там, как и в «Кастельоне» задерживали зарплату, не пришлось переходить на кашу?

– Финансовые проблемы – одна сторона медали. Однако в том, что я не забивал – исключительно моя вина. Если бы реализовал хотя бы треть своих моментов, стал бы лучшим бомбардиром ФНЛ. Не пошло и все тут! Может быть, сломался психологически? Один мяч забил в двадцати пяти матчах. 

– В хабаровской «СКА-Энергии», куда вы перебрались после из «Динамо», пересеклись с Александром Григоряном. В жизни он такой же эпатажный, как и перед телевизионной камерой?

– Абсолютно такой же. Я не хочу никого обижать, но Григоряна не считаю тренером. Этот человек хочет себя проявить не там, где нужно. Одни разговоры.

– У вас случился конфликт?

– Не только у меня. Там большой список. Как только он появился в Хабаровске, у половины команды не сложились с тренером отношения. Может, его когда-то обижали, так он решил на нас отыграться (смеется). 

– Не анализировали ситуацию, почему до перехода в эстонский «Транс-Нарва» мало забивали?

– Сложно сказать. В Эстонии действительно прорвало (11 забитых мячей и 9 голевых передач!). Я очень благодарен тренеру Адъяму Кузяеву. Он собрал хорошую банду, в том числе питерцев пригласил – Дмитрия Прошина, его тезку Баркова, который сейчас в «Химках» играет. Пытались помочь команде, но сколько бы мы не забили, всегда на один мяч больше пропускали (улыбается).

– Эстония совсем не футбольная страна?

– В Таллине есть несколько хороших команд уровня между нашими ФНЛ и ПФЛ, они участвуют в еврокубках каждый год. Если же брать в целом, есть клубы слабее уровня первенства Петербурга. 

Догнать Хлусова? Как пойдет

– По итогам прошлого сезона «Нефтехимик» вышел в ФНЛ, однако вы подписали контракт с «Ленинградцем». Если футболист идет на понижение, то у него есть серьезная мотивация?

–Главная мотивация – вернуться в строй после травмы и помощь команде решить задачу – занять первое место и в следующем сезоне играть в ФНЛ.

– Первый круг первенства в группе «Запад» подходит к финишу, а лучший бомбардир, точнее – лучшие бомбардиры (в том числе и наш Никита Хлусов) забили всего по пять мячей. На ваш взгляд, это невысокий показатель?

– Я за статистикой особо никогда не следил. Пять мячей? Наверное, немного. Тут двояко можно рассматривать, либо такая высокая конкуренция, либо таков уровень наших нападающих. Взять группу «Урал-Поволжье», в прошлом сезоне там забивали больше. Я только за первый круг забил восемь мячей. 

– Сейчас есть еще время догнать голеадоров?

– У меня нет принципиальной задачи догнать Хлусова. Как пойдет. Важно в каждой игре приносить пользу команде, выполнять работу нападающего. Забить, отдать результативную передачу, заработать пенальти. Без разницы.