24 июля
2024
Новости клуба

Константин Лобов: Ребята должны доверять тренерам, не бояться делать ошибки

Начало карьеры в «Зените» вместе с Максимом Астафьевым, уроки Властимила Петржелы, «Юрьичи» – в тренерском штабе и футбольные перспективы сына Никиты. Большое интервью клубной пресс-службе тренера нашей команды Константина Лобова.

– Как-то после одного из матчей Жозе Моуринью произнес: «Это отличное чувство, когда побеждаешь на последней минуте!». Испытали нечто подобное после финального свистка встречи с «Волгарем»?

– Очень приятные чувства. Соглашусь с Жозе. (Смеется) Хорошо, что все так закончилось для нас. Для этого мы и работаем. Футбол – игра непредсказуемая, особенно если встречаются две равные команды, которые еще в прошлом сезоне играли в первом дивизионе.

– Первый матч сыгран. «Стартовое волнение» – штамп, придуманный журналистами, или реальное ощущение тех, кто выходит на футбольное поле?

– Думаю, это не штамп. Еще в бытность футболистом понимал, официальные игры отличаются от контрольных. И в нашей первой игре у ребят было определенное волнение, в первом тайме выплеснули много эмоций, в концовке немного подустали. Очень хотелось проявить себя перед своими болельщиками! 

– С Костромой в плане психологии должно быть полегче?

– Чемпионат стартанул, ребята подойдут ко второй игре уже с холодной головой. По содержанию получится другая игра. Впрочем, это не более, чем мое видение. Матч – выездной, соперник – достаточно квалифицированный, мы с тренерским штабом уже просматривали «Спартак» с «Велесом» (1:1, – прим. ред.). Крепкая команда, легким для нас предстоящий матч точно не станет! 

– Приглашение в «Ленинградец» прошлой весной – инициатива главного тренера?

– Это лучше вам спросить у Максима Юрьевича. Мы очень давно знакомы, оба родом из Колпино, дружим, он знаком с моими взглядами на футбол, мог оценить мою работу в других клубах. Хотел бы поблагодарить главного тренера и клуб за оказанное доверие! Все очень быстро решилось. Переговорили со спортивным директором Денисом Гагариным, никаких вопросов не возникло, сразу включились в работу. Все-таки определенный багаж и опыт накоплен. Очень жаль, что нам не хватило всего одного гола, чтобы выполнить задачу весной – остаться в Первой лиге… 

– С вашим функционалом определились «на берегу» или уже по ходу работы?

– В основном – это работа с защитниками, выстроить оборону, закрыть ворота на замок. В прошлом сезоне проводил разминку на тренировках и с запасными игроками по ходу матчей. Был подобный опыт в предыдущих клубах. Сейчас в нашем штабе появился специалист по физподготовке – Иван Штефко – теперь это его прерогатива. 

При Петржеле наш менталитет начал меняться

– С главным тренером «Ленинградца» вы практически одновременно появились в «Зените»?

– Я чуть раньше начал играть за «Зенит»-2, зато Максим Юрьевич быстрее оказался в первой команде. Считаю, нам очень повезло с тренерами, которые работали в то время с резервом – Лев Бурчалкин, Вячеслав Булавин, Алексей Стрепетов, Борис Рапопорт. Во многом благодаря им произошло наше становление как профессионалов и как личностей. Мы до сих пор в футболе, уже сами стали тренерами, в чем также вижу участие перечисленных специалистов. 

– Астафьев в начале нулевых котировался в «Зените» не ниже, чем Аршавин и Кержаков?

– Мне сложно сейчас ответить на этот вопрос. Макс был такой настырный, быстрый игрок, всегда вступал в борьбу, что импонировало главному тренеру «Зенита» Юрию Морозову. Аршавину было себя тяжелее проявить, он начинал в полузащите. Кержаков пришел из «Светогорца» и быстро влился в команду. Юрий Андреевич любил таких футболистов, как Кержаков и Астафьев. Мы же радовались за всех ребят, выходцев из питерских школ, из спортинтерната, где отделение футбола возглавлял Николай Воробьев, поддерживали друг друга! 

– Вы стали игроком «основы» «Зенита» уже в 2003-м, при Властимиле Петржеле. Двадцать с лишним лет назад чех казался тренером с другой планеты?

– «С другой планеты» – немного громко сказано, но соглашусь: в России, в бывшем СССР с игроками иначе выстраивали отношения. Мне врезалась в память подготовка к матчу с ЦСКА. Готовился выйти в составе, настраивался, максимально сосредоточенный сидел. Так нас учили… Подходит Власта. Бьет меня по плечу и смеется: «Константин, ты чего такой загруженный? Улыбнись, впереди игра!». Мы всегда настраивались землю грызть, а для европейцев футбол – это игра. Вышли и разгромили ЦСКА 4:1! Много было нового, что вызывало удивление. Наш менталитет потихонечку начал меняться. Конечно, сейчас уже все выглядит иначе. Но уроки Петржелы даром не пропали. В «Ленинградце» мы пытаемся выстраивать диалог с ребятами, чтобы они доверяли тренерам, не боялись ошибаться. Впрочем, как я говорил выше, и от тренеров нашей школы что-то взяли. На мой взгляд, советская тренерская школа была одной из самых сильных в Европе! 

– Время очень быстро пролетело… Сколько лет уже насчитывает ваш тренерский стаж?

– Отправной точкой для меня стала работа в родном Колпино, в «Ижорце-Инкон» с шестилетними мальчишками. Шел 2011 год. Однако вскоре получил предложение от ФК «Русь» и возобновил карьеру игрока. Потом вернулся в «Зенит»-2. 

– Играющим тренером?

– Это была номинальная должность. Скорее, опытным игроком – проводником тренерских идей на поле. Параллельно начал учиться на тренера в Академии тренерского мастерства, получил категорию. В другой роли себя просто не видел. 

– В системе «Зенита» (это и молодежная, и вторая команда) вы отработали больше пяти лет. Сложно параллельно развивать молодых игроков и добиваться результата?

– На первое месте мы с Константином Зыряновым все-таки ставили развитие и подготовку футболистов. Потом уже результат. Кстати, в «Зените»-2 поработал вместе с нынешними игроками «Ленинградца» – Максом Бачинским и Русланом Казаковым. Судьба так распорядилась, что они выбрали другое развитие, не затерялись в футболе, уже накопили определенный опыт. 

– В новороссийском «Черноморце» пришлось перестраиваться?

– Разумеется, здесь все было заточено на результат. Другая ответственность, другие футболисты, другой тренировочный процесс. Мы выполнили задачу – вышли в Первую лигу. Неплохо стартовали в прошлом сезоне. 

– И даже обыграли «Ленинградец» на «Петровском» 1:0. Не задумывались, может быть этих очков нашей команде не хватило на финише?

– Это не более, чем арифметика. Хотя та встреча, на мой взгляд, получилась ничейной, «Черноморец» забил в концовке, где-то повезло. Но ведь играть оставалось еще очень много матчей. Уже когда я работал в «Ленинградце», у нас также случались фатальные потери очков. Не думаю, что на распределение мест в таблице повлияло поражение от «Черноморца» в октябре. 

Посмотрим, может со временем сын в «Ленинградце» окажется?

– Как вам кажется, в «Ленинградце» присутствует баланс опыта и молодости?

– Думаю, такой баланс соблюден. Нашей молодежи комфортно работать, когда рядом столько опытных ребят, которые поездили, поиграли… Они учатся в том числе у ветеранов, прогрессируют. Если в «Ленинградце» еще появятся молодые игроки, мы только «за»! 

– Судя по тому, как вы активно участвуете в тренировочном процессе, в 43 года находитесь в отличной форме?

– Спасибо, конечно, за комплимент. (Смеется) Я к себе критично отношусь, но за своей формой действительно слежу. Очень люблю бегать. Полгода после завершения карьеры дал паузу, а затем возобновил тренировки, во время пандемии даже пробежал полумарафон. Увлекся, мне это нравится, периодически посещаю и тренажерный зал. Тренер должен для подопечных быть примером! 

– С приходом в «Ленинградец» Ивана Штефко, в нашем тренерском штабе оказалось сразу три «Юрьича» – Максим Юрьевич, Константин Юрьевич и Иван Юрьевич! Как вас вообще различают футболисты?

– На самом деле, всех нас называют «Юрьич». Поэтому приходится чаще откликаться, даже если не к тебе обращаются. Пока нам ничего нового ребята не придумали. (Смеется) Опять же, если вернуться во времена Петржелы, мы к нему обращались Власта. Или просто: «Тренер». Очень демократично. 

– Никита Лобов играет за молодежку «Зенита», «Зенит»-2. «Природа на детях отдыхает» – это явно не про вашу семью, какими видите перспективы сына?

– Я, конечно, не даю ему расслабляться. Прогресс есть, Никита в юношескую сборную России вызывался, в молодежную. Трудится, ждет своего шанса. Сейчас у него непростой период – переход из подросткового футбола во взрослый («Зенит»-2 играет во Второй лиге «Б», – прим. ред.). Чем могу помогаю, каждый день мы на связи. 

– «Ленинградец» не обсуждаете?

– Обязательно! В нашей команде играет Илья Воронцов, с которым сын заканчивал Академию «Зенита». Они общаются. Никита смотрит наши игры, даже иногда комментирует: кто и как сыграл. Посмотрим, может со временем Лобов-младший в «Ленинградце» окажется? Если мы выполним задачу на сезон, которую поставил клуб, то почему бы и нет… 

Пресс-служба ФК «Ленинградец»