– Финишировала первая половина турнирной дистанции. Оцените игру вратарей «Ленинградца» на этом отрезке?
– В целом я доволен работой вратарей, как они отстаивают честь нашего клуба. Были матчи, где вратари нас выручали. Случилась всего одна результативная ошибка. В самой первой игре (с «Родиной», 2:2) Иван Будачев попытался обыграть нападающего в своей штрафной. Мы долго общались, разбирали эпизод. Ваня сделал выводы. На этой же ошибке научились и другие вратари. Наш тренерский штаб требует максимальной надежности. Либо выводить мяч за середину поля своим нападающим, либо играть во фланги. Никаких выкрутасов наши вратари больше не делают. Тем более поле на домашней арене имеет погрешности, мяч очень сильно дробит, особенно в холодную погоду, когда скользко.
– В последней игре с «Коломной» к Даниилу Сизько были претензии?
– Мне очень обидно, что после хорошего первого тайма, когда Даня сыграл уверенно и выручил команду, все повернулось против нас. После выхода один на один, допускаю, можно было бы что-то сделать, хотя определенное мастерство продемонстрировал игрок «Коломны». Что касается второго и третьего мяча, здесь никаких вопросов к вратарю. Рикошет и пенальти.
– Тренерский штаб изначально сделал ставку на Будачева, как на первого номера. Конкуренция между вратарями – особая статья. Вам удается сохранить баланс во взаимоотношениях, избежать обид, конфликтов?
– Все наши вратари находятся в прекрасной форме. На пике активности сезона. Мне важно сделать так, чтобы ребята, когда Будачев уезжает в сборную, подошли к матчам не только в хорошем физическом, но и психологическом состоянии. Я работаю индивидуально. Провожу беседы после тренировок. Мы создали мини-чат, где делимся информацией. Скидываю какую-то литературу, игровые действия. Судя по тому, как Володя и Даня тренируются – у них нет никакого упаднического настроения.
– В будущем конкуренция между вратарями будет еще серьезнее?
– Уже в этом году мы приглашаем на тренировки вратаря СШОР «Зенит» 2002 года рождения Егора Смирнова, у меня на карандаше еще один воспитанник зенитовской школы Никита Карабашев. Он приехал к нам из Калининграда. Молодым, есть что доказывать. Будем думать, кого оставлять, с кем дальше работать.
– Отъезды Будачева в юношескую сборную – престиж клуба, но параллельно дополнительная нагрузка, наверняка, работа по другой методике?
– Методы работы в сборной и у нас в команде в чем-то совпадают. Это базовый комплекс упражнений. Сборная проводит недельный микроцикл, и сверхнагрузок вратарям там не дают. Мы на связи с Иваном. Когда он приезжает в сборную, прошу скинуть расписание тренировок, и чем они будут заниматься во время сборов. Благодаря развитию соцсетей с коммуникацией проблем никогда не возникает.
– У вас существует контакт с тренерами сборной России U-19?
– С главным тренером Александром Кержаковым связь я не поддерживаю, меня интересует работа вратарей. Мы общаемся с моим коллегой Александром Филимоновым. Узнаю, как обстоят дела у Ивана. Интересуюсь мнением известного специалиста, над чем нужно работать. Спрашиваю рекомендации. Какой-то подбор упражнений, которые я не знаю. Александр – опытный вратарь, а я еще только начал работать в профессиональном клубе.
– Будачев с вами советовался, когда поступали предложения от «Зенита» и «Локомотива»?
– Предложения поступали, когда Иван еще играл за СШОР «Зенит». Я в тот день проходил обучение в Москве, раздался звонок от Бориса Рапопорта: «Илья, должен тебя расстроить, Будачев уходит от нас в "Зенит"». Я сразу же набрал Ивана, мы очень долго общались, около часа. В этом возрасте молодой человек может принимать решения. Просто попытался понять, что подвигло его уйти в «Зенит». Может, кто-то повлиял или надавил?
– Предложили выгодные финансовые условия?
– Этим я даже не интересовался! Конечно, если для вратаря главное деньги – меня это настораживает. В этом возрасте – это неправильно. Прийти в клуб с именем, получать большие гонорары, но не играть… Рано или поздно игрок теряет уровень. Слишком быстрый вратарский рост не всегда приводит к дальнейшему прогрессу. Объяснил Ивану, что двигаться следует поступательно.
– После разговора с вами Будачев задумался?
– Мне показалось, что достучался до нашего вратаря. Недаром работаю с ним три года. Прошло еще пару часов, получаю сообщение: «Илья Дмитриевич, я где-то запутался, погорячился, ошибся, что мне теперь делать?». – «Беги к Борису Завельевичу, к спортивному директору Денису Гагарину они расставят все точки над i, все расскажут». Он прислушался. И, на мой взгляд, только выиграл. Будачев – номер один в команде второго дивизиона, регулярно играет. Не факт, что уйдя в «Зенит», он вызывался бы в сборную, без игровой практики.
– Если объективно Будачев уже перерастет уровень ПФЛ, его нужно отпускать, чтобы вратарь не затормозил в развитии?
– Конечно, хотелось бы видеть Ваню в «Ленинградце», как можно дольше. Но, мы понимаем, не за горами тот день, когда в наш клуб выстроится очередь желающих приобрести Будачева. Вратари – это штучный товар! Трансферная стоимость молодого вратаря будет только расти. Он прогрессирует, занимается самообразованием. У Будачева впереди блестящая карьера!
– Расскажите о себе, как в вашей жизни появился футбол?
– Футболом начал заниматься с шести лет. Бабушка меня отвела в ДСИ «Зенит». Первый тренером был Владимир Петров, царствие ему небесное. В детские годы я выглядел маленьким, хлюпеньким, совсем непохожим на вратаря. Но желание было огромным. Легендарный тренер вратарей СШОР «Зенит» Алексей Поликанов, мой учитель, спросил мальчишек: «Кто хочет стоять в воротах?». Я поднял руку и с того дня ни разу об этом не пожалел. Три года занимался в СШОР «Зенит». Потом ушел за игровой практикой в «Динамо», там тренировался у Игоря Лебедева, а выпускался из «Локомотива», у тренера Всеволода Блоха. За это время я вымахал до 194 см! К сожалению, из-за травмы не смог заиграть на высоком уровне…
– …И приняли решение стать тренером?
– Поступил в Педагогический университет, закончил его с отличием. Параллельно работал в детской команде из «Сестрорецка», потом тренировал мальчишек в Центре спорта Калининского района, этот клуб мы создали практически с нуля. После чего завуч СШОР «Зенит» Всеволод Блох предложил мне работать с вратарями в СШОР «Зенит». Конечно же, я сразу согласился, очень хотел погрузиться в узкопрофильную работу! В голове крутилось много идей, задумок, которые хотел воплотить в жизнь. За последние два года нам удалось подготовить не только Будачева, но еще и Даню Одоевского, в 16 лет он уже дебютировал во втором дивизионе за «Зенит»-2.
– В отличие от Будачева, Одоевского не удалось убедить остаться в СШОР «Зенит»?
– Это было его решение. Мы тоже с Даней общались, хотели, чтобы парень еще год отыграл в школе, а затем подписал контракт с «Ленинградцем». Но нашлись люди, которые давно его вели… В «Зените» очень тяжелая конкуренция, там в молодежной и второй командах по четыре вратаря… Между прочим, еще наш воспитанник Михаил Кизеев несколько сезонов отыграл в молодежном составе и «Зените»-2. Этим летом с ним не продлили контракт. Миша два месяца тренировался с «Ленинградцем», поддерживал форму, а недавно подписал контракт с кипрским клубом. Философия СШОР «Зенит» такова, что мы никогда не забываем своих выпускников.
– В «Ленинградце» вы с момента создания клуба?
– Да. Спасибо руководству и старшему тренеру, что доверили эту работу мне. Как правило, в клубах тренеры по вратарям – поигравшие на серьезном уровне, с опытом. Хотя, на мой взгляд, дорогу молодым тоже нужно давать. Как только получил приглашение из «Ленинградца», сразу же сел писать программу для вратарей.
– Борис Рапопорт в прошлом вратарь. Играл за ленинградское «Динамо», другие команды в чемпионате СССР. Это каким-то образом затрагивает вашу работу?
– У нас очень хороший вратарский тандем. Конечно, по каким-то вопросам мы можем поспорить. Это, как мне кажется, нормальный процесс. Идет дискуссия, поиск. Я очень рад работе в «Ленинградце», каждый день живу тем, чтобы команда прогрессировала. Не замыкаюсь на вратарях, участвую во всем, что касается жизни команды!
– В системе образования РФС год назад появилась возможность учиться и получать вратарскую лицензию УЕФА. Вы планируете обзавестись «корочками»?
– Я уже прошел учебу и получил категорию «B» УЕФА. – Но это общая категория? – Действительно, она никак не связана с вратарскими делами. Обучались мы полтора года, успешно сдали экзамены в декабре 2018-го. Параллельно начал учиться на вратарскую категорию «A», о которой вы спрашивали, она дает возможность работать с голкиперами в профессиональных командах всех лиг. Первые две сессии успешно прошли, третью ждем уже несколько месяцев. Вроде бы в ноябре обучение продолжится. В середине следующего года предстоит выпускной экзамен. Огромное спасибо клубу «Ленинградец», который направил меня на получение лицензии и полностью оплачивает обучение.
– Сейчас принято оценивать игру вратаря по количеству отраженных ударов. На ваш взгляд, важен ли в этой статистике контекст? Можно совершить сумасшедший сейв при счете 0:0 или когда команда проигрывает, а можно, когда ведет 3:0, например...
– Практика показывает, если вратарь на 75 процентов выручает, то команда добивается положительного результата. Параллельно с данными InStat я веду собственную статистику. Фиксирую все действия наших вратарей. На основе этих цифр подсчитываю КПД. После окончания сезона выстроенный график даст возможность оценить уровень стабильности вратарей. Есть еще важный момент, на котором нужно делать акцент! От вратарей не все зависит. Мы последний рубеж. Бывает, что кипер всю игру выручает, а потом команда пропускает и вратарь виноват. Вратарям тяжело. За одну тренировку приходится отражать по 300-400 ударов, а затем ты можешь не попасть даже в заявку.
– Сколько времени в «Ленинградце» вратари тренируются отдельно, а сколько вместе с командой?
– В период предсезонной подготовки вратари отдельно занимаются больше часа. В согревательном периоде – не больше часа. Борис Завельевич мне предоставляет полный карт-бланш, что меня, несомненно, радует.
– По советской методике вратари тренировались вместе с остальными игроками на пульсе 180-200 ударов в минуту. Неужели вратаря нужно так нагружать?
– Я не приверженец высоких нагрузок в тренировочной работе вратарей. Тем более бегать кроссы на таком пульсе…Для нас важна стартовая скорость. Это – рывок к мячу, рывок к мячу с броском, рывок за верховым мячом. Мы не выполняем такой объем, как полевые игроки. Поэтому работа на выносливость, до изнеможения – вратарю не всегда пойдет на пользу. Скоростно-силовые способности мы поддерживаем различными прыжковыми упражнениями.
– Очень важный элемент – игра ногами. В современном футболе вратарь должен выполнять работу последнего защитника?
– В «Ленинградце» 70 процентов игры вратарей – ногами. Короткие передачи, длинные передачи, выносы мяча, касания. Мы уделяем на тренировках достаточно времени отработке этих элементов. Вратарь должен уметь начинать атаку, он же единственный, кто всегда видит поле. Тем более этим летом произошли изменения в правилах и теперь вратарю можно делать короткую передачу, необязательно чтобы мяч выходил за пределы штрафной площади.
– Вратарей нужно переучивать играть очень высоко, «под Нойера», как это делал в «Зените» голландец Вил Кор (тренер вратарей), чем загубил, по мнению многих специалистов, карьеру Юрия Лодыгина?
– Это стиль голландцев. Они детишек-вратарей учат играть ногами. По часу по полтора делают на этом акцент. Поэтому все голландские специалисты по работе с вратарями требуют от своих подопечных играть ногами. Видимо, в «Зените» с Лодыгиным случилась подобная история.
– Футбол движется в сторону интенсивности и универсализации. Игра вратарей тоже будет эволюционировать?
– Действия вратарей меняются. Не так глобально, но изменения происходят. Могу сказать, что даже вратарская стойка во время подачи угловых видоизменилась. Еще меняется ввод мяча. Вратарь выбивает мяч сбоку, чтобы он точно доходил до игроков атаки. Стала меняться и ловля мяча. Некоторые вратари ловят, вставая на оба колена. Или взять немца Тер Штегена из «Барселоны», который первым стал применять стойку, как в мини-футболе, с высоко поднятыми руками. Это приносит свои плоды. При угловых он успевает вытаскивать мячи из-под перекладины, делает отличные сейвы.