17 января
2021
Новости клуба

Максим Астафьев: Каждая тренировка за эти полгода – определенный стресс

Для тренера нашей команды, 38-летнего Максима Астафьева 2020-й получился особенным. Начинал год в качестве игрока «Ленинградца», прошел все сборы, забивал голы на Зимнем турнире на призы Полпреда и в контрольных матчах. Пандемия коронавируса не позволила доиграть предыдущий сезон, а первенство-2020/21 Астафьев начал уже в тренерском штабе. В интервью клубной пресс-службе, Максим Юрьевич поведал нюансы перехода от игрока к тренеру, почему наша команда мало забивает на «стандартах» и теряет очки в матчах, когда преимущество над соперником кажется очевидным.

Не так-то просто убить в себе игрока 

– Чем запомнились первые полгода в новом качестве? Тяжело далось решение окончательно повесить бутсы на гвоздь?

– К моему переходу на тренерскую работу все шло. Хотя сам переход получился для меня непростым. Одно дело, когда ты за столом обсуждаешь новый этап карьеры с руководством клуба. Другое, когда выходишь на тренировку. Команда тренируется, а ты стоишь на бровке. Здесь уже себя тяжелее сдерживать. Хочется участвовать в процессе, как игрок. Футбол за эти 20 лет сильно затянул, не так-то просто убить в себе игрока. Каждая тренировка за эти полгода – определенный стресс для меня.

– Рассматривали вариант на какое-то время оставаться играющим тренером?

– Такой вариант рассматривал, много с кем советовался. Но однажды услышал вопрос от одного старшего товарища: «Ты задумывался, в какой из раздевалок будешь переодеваться?». Задумался. Если в раздевалке с тренерским штабом, то, как на меня будут смотреть ребята, как воспринимать? Если с командой, то в чем тогда смысл переходить на тренерскую? Дилемма… Хотя по ходу сезона шли разговоры, что команде не хватало одного-двух опытных игроков и можно было бы помочь...

– Тем не менее в некоторых упражнениях вы принимаете участие наравне с командой.

– Когда кто-то из ребят получал травму или повреждение, приходилось принимать активное участие в тренировках. Стараюсь поддерживать форму, совершать пробежки. Ощущаю себя в боевом состоянии. 

– С главным тренером Денисом Бушуевым вы знакомы еще с детства, уже в новом качестве быстро сумели найти общий язык?

– Мы периодически общались. Денис Дмитриевич знал, что я игрок «Ленинградца», хорошо знаком с командой изнутри. По каждому игроку предоставил новому главному тренеру какую-то информацию. Бушуев предложил войти в тренерский штаб. Мы долго с ним обсуждали мое будущее, я даже пытался привести какие-то доводы, чтобы мне еще поиграть, помочь команде. Однако сошлись на том, что я полностью сфокусируюсь на тренерской работе.

– В «Ленинградце» работает тренерский штаб единомышленников?

– Так должно быть в идеале. Но при этом у каждого тренера – свой взгляд. Мы часто что-то обсуждаем, бывает даже на повышенных тонах, но всегда приходим к общему знаменателю, кого лучше поставить в состав на игру, кто лучше выглядит. Много разных нюансов. Дискуссия идет постоянно. Складываются четыре мнения плюс еще одно – спортивного директора Дениса Гагарина, который присутствует на всех тренировках.

Не стал бы искать закономерность результатов именно в домашних матчах

– Из 26 мячей в официальных матчах, 5 наша команда забивала после «стандартов». Можно ли оценивать эффективность с позиции цифр?

– С нашими высокорослыми центральными защитниками, которые всегда приходят на «стандарты», конечно, команда должна больше создавать голевых моментов и забивать. Бывают игры "на перетяг", когда каждый эпизод может решить судьбу матча. Если посмотреть статистику, в каждой игре мы очень много подаем угловых.

– В среднем 7 за игру. Наряду с «Зенитом»-2, это лучший показатель среди команд Группы 2.

– Я даже в этом и не сомневался… К сожалению, с реализацией есть проблемы. Они тянутся еще с двух предыдущих сезонов. Хотя Никита Поляков неплохо исполняет угловые, и завершать есть кому, но никак не можем добраться до мяча.

– Поляков, помимо двух голов со штрафных, раздавал шикарные ассисты. Он раскрылся в этом сезоне?

– Ему начали доверять, и Никита полностью оправдывает свое место в основном составе. Честно говоря, я еще раньше видел Полякова игроком «основы». У нас в обойме целая группа футболистов, которая добилась за неполных три сезона серьезного прогресса, но не буду называть фамилии, чтобы ребятам не навредить. Пусть они с таким же рвением продолжают работать! Они же сами, выходя на футбольное поле, чувствуют прогресс. 

– Подводя итоги летне-осенней части, приходишь к выводу, что наша команда потеряла много очков в домашних играх. Прослеживается какая-то закономерность?

– Не стал бы искать закономерность результатов именно в домашних матчах. Когда мы проиграли три подряд игры в конце августа – начале сентября, параллельно боролись в Кубке России, да еще и по календарю встречались с прямыми конкурентами – Долгопрудным и Тверью. Затем ребята нашли силы выправить ситуацию и за четыре тура до завершения осенней части мы всего на три очка отставали от лидера. Возможно, в заключительных матчах команде не хватило везения и не важно, где проходили игры – дома или на выезде. Во встречах со второй командой московского «Динамо» мы столько моментов не использовали! Были ближе к победе. Со «Звездой» пропустили в компенсированное время. На мой взгляд, в какой-то момент не хватает концентрации в обороне, пропускаем решающие мячи, в тех играх, в которых обязаны брать три очка.

– Много было таких матчей – упущенных возможностей?

– Прежде всего, с «Муромом» в Рощино и уже упомянутая игра с «Динамо»-2 на стадионе NOVA Arena, когда после первого тайма 3:0 обязаны были вести. Даже вничью не должны были играть, а в итоге проиграли.

Основа основ – игра в обороне

– Когда-то вы вспоминали тренера Олега Долматова, с которым работали в «Ростове». Его философия заключалась в том, чтобы команда сыграла «на ноль», тогда очки обязательно будут. Во втором дивизионе такой подход работает?

– Предлагаю элементарно посмотреть на турнирную таблицу нашей группы. «Олимп-Долгопрудный» большинство матчей играет «на ноль» или побеждает с разницей в один мяч. Ярким футбол этой команды никак не назовешь, но они идут на первом месте с отрывом. Вот вам и ответ на вопрос. Основа основ– все равно остается игра в обороне.

– «Велес», который год назад играл в одной компании с «Ленинградцем», сегодня находится в лидирующей группе команд ФНЛ (на 6-м месте). На ваш взгляд, между первым и вторым дивизионом не такая уж и большая пропасть?

– Не стоит обобщать и сравнивать уровень двух дивизионов. «Велес», когда решил задачу, точечно усиливал состав с прицелом на ФНЛ, поэтому достаточно успешно дебютировал в первом дивизионе. Пару лет назад «Чертаново» успешно перешло из ПФЛ в ФНЛ, кажется, в первом же сезоне они заняли 5-е место. Сейчас ведущих игроков разобрали, и команда уже находится на дне турнирной таблицы. 

– Вы начинали играть в профессиональный футбол в 17-летнем возрасте. На стыке двух веков у молодых футболистов было больше перспектив, чем сегодня?

– Мне кажется, с нынешним лимитом в РПЛ сейчас у молодежи больше перспектив. Клубы порой искусственно наполняют заявку российскими футболистами. Раньше, в 17-18 лет, ты обязан был выигрывать конкуренцию. Паспорт не имел значения. Сейчас лимит дает молодым ребятам определенное преимущество.

– Максим Юрьевич, вы поиграли во всех российских дивизионах, поэтому могли бы дать объективную оценку идеям реформирования ФНЛ (разбить Лигу на две зоны) и ПФЛ (сделать Лигу Регионов на базе местных спортивных школ, с возрастным ограничением для футболистов)?

– Разделение ФНЛ на две зоны – интересный проект. Правда, очень сложно собрать 16 команд на Востоке, кому-то все равно придется летать туда с европейской части. Я пока не берусь рассуждать, пойдут ли предполагаемые реформы в плюс или в минус. Конечно, переживаю за команды второго дивизиона, как им в таком случае развиваться? Если все сведется по сути к любительской лиге, не потеряем ли мы много профессиональных команд? Футболистам помимо основной профессии, нужно будет еще где-то трудоустраиваться? Тут нужно все очень серьезно взвесить и обдумать.

В тему

Максим Астафьев о нападающих:


 11 Ризван Умаров, 27 лет

 – Считаю, для нападающего девять мячей за неполный сезон – хороший результат. Хотя Ризван может намного больше забивать. Где-то ему не хватило передач или прострелов от наших фланговых игроков. Умаров опасен именно на острие атак, он человек одного касания. Настоящий киллер в штрафной площадке!

23 Никита Хлусов, 21 год

 – Полностью реализовать свой потенциал Никите помешала травма. Он пропустил практически весь подготовительный период, восстанавливался, набирал форму. И очень хорошо вернулся в игру, забив победный мяч в кубковой встрече с «Олимпом-Долгопрудным». Хлусов больше действует в оттяжке, они с Ризваном дополняют друг друга. Находит свои моменты, но не всегда хватает хладнокровия при их завершении. В этом компоненте со временем, с опытом Никита должен прибавить.


Пресс-служба ФК "Ленинградец"