8 мая
2019
Новости клуба

Андрей Соколов: Петербург и Ленинградскую область рассматриваем, как единый регион

Интервью Президента ПФЛ пресс-службе Ленинградца
Положительно отношусь ко всем, кто приходит в футбол с чистыми помыслами 

– Когда Лига принимает в свои ряды новые клубы, наверняка, существуют опасения: не станет ли новобранец калифом на час? Были подобные опасения в отношении «Ленинградца»?

– Мы живем в определенном социуме, при определенных обстоятельствах. У кого-то получается более надежная и долговечная история, у кого-то менее долгосрочная. Не стал бы говорить, что относительно «Ленинградца» возникали опасения. Мое личное мнение, что в Ленинградской области должен быть клубный футбол! Меня, как президента ПФЛ, радует, что молодые воспитанники футбольных школ могут продолжать карьеру на профессиональном уровне. 

– Большинство матчей «Ленинградец» проводит в Петербурге. В этом нет противоречий? Лиге было бы выгодно, чтобы и Ленинградская область вживую видела матчи второго дивизиона?

– Абсолютно никаких противоречий! Сколько лет, например, московское «Динамо» проводит официальные матчи в Московской области? Петербург и Ленинградская область тоже, по сути, один регион. Мы изначально понимали, что большинство игр «Ленинградца» пройдут в Петербурге. Хотя, уверен, в перспективе клуб сможет выстроить хорошую инфраструктуру и в Ленобласти. Чем больше футбола – тем лучше, на мой взгляд. В регионе не так много профессиональных команд. ФК «Динамо-Санкт-Петербург» перебрался в Сочи, ФК «Тосно» прекратил существование… 

– Всегда, когда принимается какое-то решение, важен человеческий фактор. Вы достаточно опытный менеджер, общались со многими футбольными руководителями, какое впечатление производят на вас представители «Ленинградца»?

– Ко всем людям, которые приходят в футбол с чистыми помыслами, отношусь положительно. Ко всем, кто вкладывает в развитие игры человеческие и финансовые усилия. Также происходило, кстати, когда мы принимали в Лигу ФК «Краснодар» в 2008 году. Клуб совершил настоящий прорыв! Выстроил великолепную инфраструктуру, создал академию, построил стадион, да и по части спортивных результатов добился прогресса за каких-то десять лет. И ведь наше решение было основано помимо всего прочего и на доверии к руководителю – Сергею Галицкому. Я не сомневаюсь в профессионализме руководителей и тренеров «Ленинградца». С некоторыми из них знаком уже много лет. 

– Вы в курсе, что Борис Рапопорт, которому 1 мая исполнилось 73 года, на сегодняшний день самый опытный специалист в российском профессиональном футболе?

– И это здорово! В футболе место всем возрастам. У Бориса Завельевича – опыт, знания, коммуникабельность. Возраст – не основной критерий. Юрий Семин год назад выиграл чемпионат России, когда ему тоже перевалило за 70.

– Если смотреть глубже, ПФЛ должна становиться трамплином не только для игроков, но и, возможно, для тренеров?

– Я могу вам назвать фамилии специалистов, которые после окончания карьеры делали первые тренерские шаги в командах второго дивизиона. Денис Бояринцев, Владимир Казаков, Вадим Евсеев, Дмитрий Парфенов, Игорь Колыванов. Дмитрий Аленичев вместе с «Арсеналом» прошел путь до премьер-лиги. ПФЛ – это стартовая площадка. Возможность обретать опыт и навык. 

Финансирование клубов ПФЛ оставляет желать лучшего 

– Шесть лет назад была воссоздана ПФЛ. Чтобы вы для себя выделили за этот период со знаком плюс и со знаком минус?

– Я давно работаю в Лиге, еще с той поры, когда ПФЛ объединяла все профессиональные дивизионы. Начиная с 2013-го, Лига включает только клубы второго дивизиона, здесь больше всего проблем. Это стык любительского, массового, детско-юношеского, молодежного и профессионального футбола. Финансирование клубов ПФЛ оставляет желать лучшего. К сожалению, происходит сокращение клубов. Но это связано с возможностями региона и бизнеса, который там находится. Конечно, первоочередное – желание людей развивать футбол. Еще бы отметил, что в некоторых регионах снизилась активность футбольной общественности в плане понимания развития футбола. Если создан клуб, то должна быть спортивная школа, молодежная команда. «Ленинградец», думаю, идет правильным путем. 

Из плюсов. За счет людей в регионах, профессиональных отношений систему лиг мы смогли сохранить. Это позволяет поддерживать организованный, профессиональный футбол в России. Со своей стороны, администрации и Совета Лиги, задачи, определенные стратегией развития футбола, мы стараемся реализовывать, и даже начали это делать раньше, чем было закреплено в этом документе. 

– Сколько футболистов за этот период ПФЛ делегировала в премьер-лигу?

– Более 100 человек! Среди них такие игроки, как вратари Лунев, Крицюк и Медведев, полузащитники Газинский, Ефремов, Мирзов и Жигулев, нападающий Зиньковский.

– В июне в Саранске пройдет Кубок ПФЛ «Переправа». Турнир с таким название проходил в союзные времена и открыл огромное количество звезд. Новое – хорошо забытое старое?

– Действительно, турнир «Переправа» с успехом проходил, начиная с 1970-х годов до исчезновения СССР. Похожее соревнование под названием «Надежда» проводила в российские годы и Профессиональная футбольная Лига. Так что мы, можно сказать, возрождаем замечательную традицию, которая позволила многим игрокам заявить о себе на всю страну и подняться на новый уровень. Конечно, условия диктуют некоторые изменения формата, но суть турнира остается – это отличный шанс для футболистов из второго дивизиона проявить себя и привлечь внимание скаутов, экспертов и болельщиков. Дополнительный интерес вызовет участие в «Переправе»-2019 наряду с молодежными сборными территориальных групп ПФЛ и сборной России U-20. 

– Правило доморощенного игрока в ПФЛ, на ваш взгляд, оптимальное?

– Количественно правило соответствует нормативам УЕФА, которые используются в Лиге чемпионов и в Лиги Европы. По критериям УЕФА идет разделение. Доморощенными считаются либо воспитанники клубных академий, либо национальных ассоциаций. Мы же исходим из взаимодействия клубов с региональными центрами спортивной подготовки и школами. Москва и Санкт-Петербург находятся в особых условиях – это города федерального значения, расположенные внутри соответственно Московской и Ленинградской областей. Выходцы из Ленобласти занимаются в спортивных школах Петербурга, а, например, команды из Московской области выступают в первенстве Москвы. Поэтому Бюро Исполкома РФС приняло логичное решение. С точки зрения футбола мы рассматриваем Санкт-Петербург и Ленинградскую область как единый регион. То же касается и Москвы с Московской областью. 

– Наследие чемпионата мира в чем-то помогает клубам ПФЛ?

– Концепция наследия существует, но пока она не заработала на уровне второго дивизиона. Все-таки чемпионат мира проводился в одиннадцати городах, на двенадцати стадионах, а в Российской Федерации, сами понимаете, городов с профессиональными клубами намного больше. С другой стороны, появилось много современных тренировочных площадок, и здорово, что, к примеру, «Ленинградец» может использовать базу в Рощино и стадион СШОР «Зенит» в Санкт-Петербурге. Но хотелось бы, чтобы это эхо чемпионата мира докатилось и до отдаленных регионов: Урала, Сибири, Дальнего Востока. 

–Изучаете ли вы опыт низших дивизионов в европейском футболе – итальянской Серии С, испанской Сегунды В, аналогов ПФЛ в Англии, Германии?

– Обязательно! Мы организуем поездки групп представителей футбольных клубов заграницу. Пообщались с представителями испанской федерации, Немецкого футбольного союза. Футбол живет по одним и тем же законам, в низших лигах много похожего. Мне показалось, что в Европе больше внимания уделяется содержанию самой игры, развитию спортсмена, а также выполнению определенных социальных функций. 

– Поясните?

– Благодаря клубам организован досуг для жителей городов, в которых они базируются. Города там небольшие, если сравнивать с Россией. Команды и жители более доступны и близки друг к другу, нежели это происходит у нас. Футбольный клуб – часть коммуны, если так можно выразиться, того ли иного городка

Второй дивизион не может самостоятельно вернуться на «весну-осень» 

– Лига не может повлиять на ситуацию, когда клубы снимаются по ходу сезона, как произошло недавно со смоленским «Днепром»?

– В начале марта я ездил в Смоленскую область. Встретился с губернатором Алексеем Островским, мы обменялись мнениями. Область посчитала, что управление клубом неэффективное, бюджет использовался нерационально. На мой взгляд, сказалось также отсутствие должного взаимодействия между городской и региональной властями, у «Днепра» было сразу два учредителя. К сожалению, люди, возглавляющие спортивные комитеты или министерства в регионах, не всегда уделяют должное внимание работе руководителей клубов, не нацеливают их на выполнение финансовых обязательств. В Смоленске случилась конфликтная ситуация. Впрочем, в разговоре с губернатором я понял, что в регионе хотят поддерживать футбол, просто это сложно осуществлять силами регионального бюджета. Сейчас появились люди, готовые взять на себя определенные обязательства. ФК «Смоленск» уже подал документы на лицензирование. Будем смотреть, чем он располагает. Возможно, уже этим летом футбольный клуб из Смоленска вернется в ПФЛ. 

– Что вообще происходит с командами группы «Запад»? Помимо Смоленска, нет профессионального футбола в Вологде, Череповце, Петрозаводске, Твери, Вышнем Волочке, Костроме. А ведь это города с хорошей футбольной историей…

– Нет, увы, ничего постоянного. Меняются руководители региона, у них свое видение относительно поддержки футбола. Кто-то считает, что это слишком большие и ненужные траты. Хотя в среднем бюджет клубов ПФЛ – 45-50 миллионов рублей в год – не такая, на мой взгляд, большая сумма. Конкретные примеры. Вологодская область. В прошлом году «Череповец» занял первое место в соревнованиях МРО «Золотое кольцо». По обращению вице-премьера России Виталия Мутко я выезжал в Вологодскую область, общался с руководством региона. Там говорят, что вроде бы делают все для развития футбола? Однако в самой Вологде нет спортсооружения. Они хотят, чтобы команда в ПФЛ представляла областной центр. Стадион строится, но в ближайшем сезоне от области, к сожалению, команды в ПФЛ не будет. Вы назвали Вышний Волочек – это все-таки муниципальное образование. Возможности маленьких городов весьма ограниченные. За последние годы многие команды вообще прекратили свое существование, не только на уровне ПФЛ. Лига, к сожалению, не может самостоятельно повлиять на ситуацию. 

– Последние годы некоторые команды из второго дивизиона – в основном по экономическим причинам – отказываются подниматься в ФНЛ. Вы анализировали текущую ситуацию в таблицах групп, к чему готовиться ближайшим летом?

– Существует процедура лицензирования для клубов ФНЛ. От всех лидеров пяти территориальных групп второго дивизиона поданы заявки. Желание подниматься в ФНЛ у клубов есть. 

– Ваша позиция относительно возвращения второго дивизиона на схему проведения первенства «весна-осень»? Разве такое возможно? Как же тогда осуществлять обмен между лигами?

– Если бы такое произошло, мы были бы единственными в мире, где мужской футбол существовал бы в разных календарных измерениях. Тема была поднята в период встреч Александра Дюкова накануне его избрания президентом РФС. Поднята почему-то межрегиональными объединениями федераций футбола, а не клубами… Александр Валерьевич дал поручение лигам рассмотреть саму возможность такого перехода. Этот вопрос мы обсудили на Совете Лиги и не нашли приемлемых способов обмена командами между ПФЛ и ФНЛ при разных календарных системах. Надо понимать, что во втором дивизионе играют и вторые, и даже третьи («Краснодар») команды клубов РПЛ, у которых «сквозные» заявки. Существуют общие правила лицензирования, регистрационных периодов переходов игроков. Такое невозможно при возвращении на «весну-осень» исключительно в рамках ПФЛ. Как отлаженный механизм система работать уже не будет. 

– Каким новый глава РФС видит второй дивизион? Ожидают ли ПФЛ реформы?

– Глубоко в проблематику ПФЛ руководитель РФС еще не погружался. Акцент сделан на юношеский и молодежный футбол. Появилась лига U-17, изменился возраст по молодежному первенству РПЛ. Создается пирамида юниорского футбола. Со своей стороны мы считаем, что клубы ПФЛ выполняют задачи, которые определены стратегией развития футбола. Второй дивизион дает доморощенных игроков. Однако клубам нужна поддержка, чтобы они не только участвовали в первенстве, но и могли развиваться. Тренеры, менеджеры, спортсмены. Для этого необходимы условия. Надеюсь, мы будем услышаны. ПФЛ – помощник РФС. Это я точно могу сказать.