Александр Шмарко: Ребята профессионально подошли к зимнему периоду подготовки
– Сергей Кирьяков уже не первый раз приглашает вас в свой тренерский штаб, когда вы успели стать единомышленниками?
– Действительно, в клубах мы вместе не играли, пару раз пересекались в сборной. Впервые Сергей Вячеславович пригласил меня в свою тренерскую команду, когда возглавил юношескую сборную России 1997 года рождения. Поняли, что многие наши взгляды на футбол совпадают. Позже работали в тульском «Арсенале», а прошлым летом с удовольствием откликнулся на приглашение «Ленинградца».
– В чем заключаются основные функции ассистента? Он должен быть буфером между футболистами и главным тренером?
– Общая концепция в футбольных командах одинаковая: ассистенты всегда ближе к игрокам. Ребята могут поднять какие-то вопросы, я довожу их до главного тренера. Вместе с Сергеем Вячеславовичем и другими представителями тренерского штаба находим решение.
– На последней осенней игре с «Кайратом» (3:2) вы руководили игрой со скамейки, как осуществлялась коммуникация с Кирьяковым, из-за дисквалификации смотревшим игру с трибуны?
– Во время матча мы контактировали исключительно по заменам. Все остальное ребята услышали на установке, что-то мы подкорректировали в перерыве. Все бились в том матче не только за себя, но и за главного тренера!
– В тренировочном процессе основное внимание вы уделяете работе с защитниками?
– Мы все трудимся на благо команды, у нас общее направление. Над отдельными компонентами в игре защитников работаем вместе с Максимом Астафьевым. Все что касается атаки, это ближе Сергею Вячеславовичу.
– Как считаете, 20 пропущенных мячей в 22-х матчах первой половины сезона – это много?
– Нельзя давать однозначную оценку. Какие-то нелепые индивидуальные ошибки приводили к пропущенным мячам. В определенных матчах случались и тактические провалы. Не всегда хватало концентрации внимания. В целом, на мой взгляд, в первой части сезона команда сработала достаточно квалифицированно в оборонительных действиях. Особенно в матчах с лидерами нашей подгруппы, в кубковой игре с «Кубанью».
– Параллельно защитники забили десять мячей...
– Наши крайние защитники всегда активно подключаются к атакам. Это требование современного футбола! Если мы готовы решать задачи, поставленные руководством «Ленинградца», должны этим требованиям соответствовать. И все-таки большинство мячей наши игроки обороны забили из стандартных положений.
– Какая схема работала более надежно – в три центральных или классика, с четверкой защитников?
– В большинстве матчей мы правильно определяли схему. Впервые в сезоне сыграли в три центральных в игре на Кубок России с «Кубанью». Считаю, поступили правильно. По классу соперник из ФНЛ немного нас превосходил. Мы же им практически не позволили ничего создать, перекрыли развитие быстрых атак. Три защитника в центре развязали руки и нашим фланговым игрокам в атаке. Тактику мы выбираем не только от соперника, но и от своей игры. Существуют, в конце концов, кадровые проблемы, травмы, поэтому иногда приходилось перестраивать игру в обороне.
– Рассказываете футболистам «Ленинградца» истории из своего прошлого, как играли против Бекхэма, Скоулза, Гиггза и даже экс-коуча «Зенита» Роберто Манчини?
– Иногда, да и то в шутливой форме, исключительно ради моральной составляющей в коллективе. А так… Какой смысл жить прошлым? Да и никто из ребят не спрашивает. Если кому интересно, могу рассказать. (Смеется)
– Отличная идея! Сразу родился вопрос: как получилось, что вы прошли настоящую армейскую службу, а не «служили» в одной из многочисленных армейских команд?
– Не просто службу, а службу в горячих точках бывшего СССР. В декабре 1988-го стояли в Ереване. На юго-западе Армении случилось землетрясение. И в столице мы это почувствовали. Я ушел в наряд на кухню, смотрю, шкафы начали подпрыгивать. Через три дня нас перебросили в Ленинакан (сегодня – Гюмри, прим. ред.). Встали на охрану аэропорта. Началась переброска грузов и людей со всего Союза.
– Об этой истории накопилось много публикаций, книг, документальной хроники, сняли художественный фильм «Землетрясение», а каково все это было видеть своими глазами?
– Страшная история, лучше такого вообще не видеть. Город был практически разрушен. Людей доставали из-под завалов, спасали близких ценой собственных жизней. Вспоминаю, как парнишка спасал сестру и сам угодил под завал, выжил, слава Богу. Но видели мы и мародеров, чего тут скрывать, их сами местные палками забивали.
– С чем еще столкнулись во время службы?
– Побывал в Нагорном Карабахе, когда там начались боевые действия. Оказался в эпицентре «Сумгаитской резни», межэтнического конфликта между азербайджанцами и армянами. Наши войска вошли туда уже после кровавых событий. Встали на охрану города, днем и ночью заступали в наряды. Опять же довелось увидеть отношения людей, многие азербайджанцы укрывали армян в своих домах от расправы.
– Стрелять приходилось?
– К счастью, обошлось без этого.
– «Ротор» 1990-х, где вы провели большую часть карьеры, – это команда-семья? Хотели бы видеть такой же коллектив в «Ленинградце»?
– Разные истории… Однако направление по созданию коллектива, атмосферы – правильное в обоих случаях. Мы – игроки, тренеры, руководители, персонал – чувствовали себя единым целым! Вместе работали, вместе отдыхали. Если где-то накосячили, вместе и отвечали. Объединительной силой был президент клуба Владимир Горюнов. Он тонко чувствовал, когда нужно затянуть пояса, а когда и расслабиться. Сажал нас на теплоход – с женами, детьми, родителями, бабушками, дедушками – выходили на Волгу, жарили шашлыки, могли даже в меру выпивать. И Горюнов, и тренер Виктор Прокопенко спокойно к этому относились, никому не приходилось прятаться.
– Вопрос, который уже набил оскомину, почему «Ротор» так и не выиграл чемпионат России?
– Мы сами этот вопрос задаем и… не находим ответ. В последнем туре сезона-1997 достаточно было не проиграть «Спартаку», а мы уступили 0:2 и попрощались с мечтами о чемпионстве. Сашка Филимонов кураж поймал, я и сегодня не пойму, как он потянул удар Нидергауса?! Мы переигрывали «красно-белых» в первом тайме, а затем пропустили. Игра шла до гола. В раздевалке почувствовал полное опустошение! Все молча сидели на полу, многие плакали. Через какое-то время зашел Горюнов, принес водку. Выпили немного. Никаких разносов от руководства не было.
– Еврокубковая кампания «Ротора» сегодня кажется чем-то сюрреалистичным, а ведь проходили «Манчестер Юнайтед» в 1995-м!!! Приезд в Волгоград грандов европейского футбола – событие, но случались и курьезы?
– Случались… Заселились манкунианцы в гостиницу «Октябрьская» и легендарному вратарю Петеру Шмейхелю (сейчас его сын Каспер играет за «Лестер» и сборную Дании, – прим.ред.) не хватило стандартной кровати. Пришлось удлинять ложе (смеется). Впрочем, британцы не сильно расстроились, каждый увозил из Волгограда по банке черной икры. Бекхэм и Ко немного обалдели от такого радушия.
– Разменяв третий десяток лет, решили поменять не только клуб, но и чемпионат?
– Не собирался уходить из «Ротора», просто со мной отказались продлевать контракт. По-доброму разбежались… Прокопенко в конце 1999-го возглавил «Шахтер». Звонок от Евгеньича под Новый год: «Жду тебя в Донецке 3 января!». Купил билет, собрал вещи и улетел.
– Чемпионат Украины – турнир двух команд?
– В 2000-м киевское «Динамо» объективно было намного сильнее! Они же доходили до четвертьфинала Лиги чемпионов, до этого играли в полуфинале. В «Шахтер» еще не пришли бразильцы. Мы заняли второе место, и мне посчастливилось единственный раз в своей карьере сыграть в Лиге чемпионов! Между прочим, после завершения сезона, серебряными медалями «Шахтер» награждал Виктор Янукович – в то время губернатор Донецкой области.
– Почему через год покинули «Шахтер»?
– Шла смена поколений, я понимал, что буду мало играть, такая ситуация никак не устраивала.
– Свой единственный трофей вы завоевали в составе «Терека».
– Кубок России в 2004-м, причем выступали мы тогда в первой лиге. В Грозном невозможно было играть домашние матчи. Принимали соперников в Пятигорске, располагались в Кисловодске. Пансионат назывался «Мечта». Вот моя мечта и сбылась!
– В Грозном все-таки побывали?
– Нет. После завершения сезона «Терек» вышел в Премьер-лигу и нас повезли в Гудермес. До этого город зачистили, дорога охранялась. Горячие головы предлагали проехать в Грозный, посмотреть…Им ответили: «Пока светло, валите отсюда побыстрее…».
– Следите за РПЛ? Сегодня «Зенит» напоминает «Спартак» 90-х?
– Все зависит от возможностей клубов. Тогда в «Спартаке» собрались игроки сборной страны, как можно было с ними конкурировать? Только сопротивляться. У «Зенита» тоже огромные возможности по комплектованию. Не секрет, что многие российские клубы собирают игроков по принципу: «Кому негоже – нам схоже». А результат требуют всегда! С таким подходом мы с Сергеем Киряковым столкнулись в тульском «Арсенале».
– Как относитесь к разговорам об отмене лимита на легионеров или наоборот, ограничения нужно ужесточить?
– Неправильно вообще отменить лимит! Дело не в количестве легионеров, а в их качестве. Но проблема лимита в другом. Где найти наших футболистов, которые будут соответствовать уровню РПЛ! В первой лиге таких совсем немного, вот и приходится приобретать легионеров, чтобы как-то навязывать конкуренцию тому же «Зениту».
– «Ленинградцу» в весенней части сезона предстоит решать свои задачи... Наша команда возобновила тренировочный процесс. Что на данном этапе подготовки самое важное?
– Ребята очень профессионально подошли к зимнему периоду подготовки. Из короткого отпуска никто не принес лишних килограммов, как мы и договаривались. Постепенно втягиваемся, коней сразу не пускаем в галоп. Нам это не нужно. Стараемся восстановить кондиции физические, эмоциональные. Дозируем нагрузки. Идет комбинированная подготовка: с мячами и отрезками беговой работы.
– Условия для работы тренерский штаб полностью устраивают?
– Все нормально. Команда тренируется в удобное время, в хороших условиях манежа. Двухразовые тренировки нам пока не нужны. Времени впереди много, так можно людям и надоесть с футболом, потом они не захотят в него играть. (Смеется)
– С командой работает молодой защитник Роман Кудрявцев, подписавший в конце года полноценный контракт с клубом, какое впечатление он произвел по первым тренировкам?
– Роман попал из городского футбола сразу в профессиональную команду. Это большой шаг вперед. Парень с хорошими задатками, отдачей в игре, бойцовскими качествами, быстрый для своих габаритов. Очень старается. Будем подтягивать его тактически и надеемся, что дорастет до сборной (смеется). Пока же рано давать оценки, но мы планируем взять его на первый сбор в Турцию.
– Кстати, какие планы на этот сбор?
– В Турцию улетаем 2 февраля. Там команда получит серьезную нагрузку, в двухразовом режиме. Проведем три контрольных матча. С представителями ФНЛ – «Краснодаром»-2 и «Кубанью», а также с казахстанским клубом «Кызыл-Жар». Стараемся подбирать в спарринги серьезные команды, чтобы делать шаг вперед нужно иметь сопротивление даже в товарищеских матчах.
Пресс-служба ФК «Ленинградец»